В 2022 году российские компании и госструктуры, использующие иностранный софт, столкнулись с рисками. Эти риски продолжают воплощаться и сейчас: зарубежные вендоры закрывают свои продукты для российских пользователей, отказывая в продлении лицензии и технической поддержке.
Отечественные IT-компании не моментально, но среагировали. Благодаря импортозамещению рост прибыли в отрасли составил 78%. Однако сегодня активная фаза интеграции российского ПО завершилась: решения ищут только для объектов из критической инфраструктуры.
Можно ли в таких условиях создать собственный IT-продукт и продавать его на рынок? Да, и это уже делают молодые компании, не успевшие занять значительную долю рынка. Но многие из них сталкиваются с непониманием текущей ситуации и стратегического развития отрасли. Что нужно сделать для успешного вывода продукта?
Найти новую нишу на рынке
Курс импортозамещения иностранного ПО был объявлен еще в 2014 году. Однако к 2024 году лишь малый процент компаний и ведомств полностью заменили зарубежные решения на отечественные.
Если сейчас не предпринять действия по выходу на рынок, в последующем IT-компании столкнутся с очень высокой конкуренцией. И в таких условиях хорошим инструментом стратегического развития станет нишевание: например, уже сегодня отечественные разработчики создают продукты для разных отраслей. Вывод: нужна отстройка от конкурентов, грамотное позиционирование компании, продуманные маркетинговые решения.
Модернизировать бизнес-модель
В условиях стремительных изменений многим IT-компаниям придется сменить бизнес-модель. Например, если раньше они занимались разработкой масштабных IT-решений, то сегодня имеет смысл нацелиться на создание продуктов, ориентированных на массовый рынок. Это позволит минимизировать финансовые риски и сохранить команду.
Использовать экосистемный подход
За последние несколько лет крупнейшие российские компании сосредоточились на развитии экосистемы вокруг своих цифровых продуктов. Такой подход оказался удачной тактикой, который могут использовать небольшие IT-компании. Разумеется, в рамках своих сил и возможностей для масштабирования.
Развивать партнерскую программу
Интеграция партнерской программы позволит снизить расходы на маркетинг и продвижение продукта, а также сохранить поток лидогенерации. Сэкономленные время и деньги можно использовать для наращивания проектных мощностей и дальнейшего масштабирования компании.
Позиционировать бренд
Все игроки рынка уже знают о тенденции импортозамещения. Некоторые из них уже стали поставщиками ИТ-решений. В таких условиях важно сосредоточить усилия для позиционирования бренда: нужно отстраиваться от конкурентов, предлагать клиентам конкретные преимущества, подбирать успешные кейсы.
Подумать о ценообразовании
Многие молодые компании ставят иррациональные планы продаж и планируют стремительное развитие. Важно помнить, что даже в условиях импортозамещения и ухода западных брендов у российских компаний презумпция недоверия к отечественным разработкам. Соответственно, нужно уметь обосновать ценность цифрового продукта, учитывая его функционал, отсутствие аналогов и наличие аналогичных решений у конкурентов.
Начинать импортозамещение
Без действий не будет результата. Разработайте продукт и успейте зайти на рынок до наступления глобальных изменений.