Разработка любых IT-решений требует времени: от PoC и создания MVP до обкатки и тестирования готового продукта. В условиях активного импортозамещения выяснилось, что на рынке не хватает отечественных решений. Причем это коснулось не только ниши BI, но и CRM, ERP, облачных сервисов и других.
Отечественным решениям в буквальном смысле не хватает «возраста». Некоторые западные вендоры распространяют свои продукты в течение нескольких десятков лет, а возраст самых известных российских IT-решений чаще не превышает 10 лет.
Однако спрос на BI-решения сейчас стремительно повышается. Российские разработчики развиваются опережающими темпами, и за короткий срок смогли достичь хорошего уровня. По мнению экспертов, в течение следующих 3-5 лет разрыв между отечественными и западными решениями будет сокращен. А это значит, что разработчики могут уже сейчас занять нишу и развиваться в ней.
Отличия между западными и отечественными BI-решениями
Прежде всего совместимости дизайна и функционала. Многие делают ставку либо на первое, либо на второе. Соответственно, вопрос функционала или интуитивно понятного интерфейса уходит на второй план, что недопустимо. Многие заказчики прямо утверждают, что функциональные BI-решения выглядят как «образцы дизайна 2000-х годов».
В то же время российские разработчики ориентируются на кастомизацию под клиента, что логично в условиях импортозамещения. Западные вендоры не утруждают себя адаптацией продукта под конкретную страну. В России же взаимодействие между командой разработчиков и представителей определенных ниш позволяет создать максимально адаптированный под производственные или бизнес-условия продукт.
Еще один фактор, способствующий развитию – уход западных компаний. Большая часть опытных специалистов, ранее работающие в российских представительствах западных вендоров, остались. И они с легкостью перешли в отечественную индустрию, перенеся с собой знания, навыки, опыт работы с крупными компаниями.
Какие тенденции на BI-рынке?
Сегодня на российском рынке уникальная ситуация относительно BI-решений. Заказчики обращают внимание и на комплексные BI-платформы, и на кастомизированный набор сервисов/инструментов. Представители малого и среднего бизнеса делают выбор в пользу разрозненных сервисов, а крупный бизнес предпочитает пользоваться едиными платформами.
Интегрированное решение представляет собой единую систему, в которой объединены сервисы и инструменты: пользователям не нужно переключаться между разными приложениями. Кастомизированный набор же отличается гибкостью: он требует больше времени для адаптации, но его можно настроить конкретно под задачи компании.
Это позволяет утверждать о востребованности любых типов BI-решений. Сегодня можно относительно легко выйти на рынок, предложив потенциальным клиентам комплексное или кастомизированное решение. А учитывая уже накопленный опыт и стремительное развитие сферы, есть много возможностей для разработчиков любого масштаба.
Ориентируясь на интересы клиента и потребности рынка, уделяя равное внимание дизайну и функционалу, адаптируя продукт под конкретную нишу, можно создать действительно востребованный продукт.